Профсоюзная приемная

perv

Наш адрес:
210604, г. Витебск,
ул. 1-я Пролетарская, 14
каб. 505 и 607

тел./факс:
+375(212)64-35-36
+375(212)64-35-24

E-mail:
pervomaiskii_rk@mail.ru
Сайты

Выступление председателя Первомайской г. Витебска районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки
Никитина Сергея Петровича.

«Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь – реализация уставных задач профсоюза по защите социально-экономических прав работников»

Уважаемые коллеги!

Первомайская районная организация профсоюза представлена 64 первичными организациями и насчитывает 6133 члена профсоюза.
Это те люди, которые связывают свое настоящее и будущее с профессиональным союзом, которые доверяют нам и рассчитывают на нашу поддержку и помощь.

Вся трудовая деятельность работника регламентирована нормативными документами и законодательными актами, но вот их исполнение и применение по отношению к конкретному человеку не всегда бывает правомерным.

Общественный контроль профсоюза позволяет: обеспечить дополнительный взгляд, на состояние дел в учреждении при этом предупредив негативные моменты и обеспечив социальную защиту и торжество закона.

В этой ситуации очень своевременны: Указ Президента Республики Беларусь № 24 от 06.05.2010г. «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» и Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси № 180 от 25.08.10г. где за профсоюзом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства. К проведению общественного контроля предъявляются серьезные требования: ответственность, системность, знание и владение вопросами контроля.

И в этой сфере неоценимую услугу оказывают материалы, Центрального комитета профсоюза образования и науки, где рекомендации содержат доступную, информацию, что позволяет изучать вопросы контроля и при этом достойно выглядеть в рамках социального партнерства. В нашей работе важна системность, мы должны постоянно помнить об авторитете профсоюза, его укреплении и формировании положительного имиджа в обществе. И это под силу только в рамках коллективных действий, профсоюзных структур, объединенных в единую организацию.

Направляющим звеном в этой ситуации выступает обком профсоюза: определение направлений работы, системность в постановке задач, и контроль за их выполнением позволяют обеспечить возможность решения постановленных задач по защите социальных интересов наших работников.

Разумная требовательность на рабочих встречах и семинарах проводимых обкомом создают рабочую обстановку и желание достойно выполнять свою работу.

Ключевым вопросом в рамках общественного контроля является состояние охраны труда работников, их безопасность, при этом анализ причин несчастных случаев показывает, что травматизм преимущественно связан с нарушением потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, а также личной неосторожностью.

Осознавая всю ответственность в области охраны труда, необходимо признать, что для обеспечения её эффективности нужна четко выстроенная система управления, где детально рассмотрены все направления работы и определена ответственность всех участников производственной деятельности.

Согласно Закону Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» и с учетом требований СТБ 1801 « Системы управления охраной труда» в районе регламентированы основные требования к системе управления охраной труда. Внедрение системы потребовало серьезного анализа существующей действительности и обобщения имеющегося опыта, при этом систематизация, четкое представление, что и как нужно делать и какой будет результат, отвечают но многие вопросы, которые возникали ранее.

Внимательно изучив вопросы организации охраны труда в учреждениях, при проведении общественного контроля убедились в необходимости корректировки отношения и руководителей, да и самих работников к обеспечению безопасности труда.
На протяжении нескольких лет РК профсоюза не столько ставил вопрос о проверках учреждений, сколько пытался оказать методическую помощь в систематизации этой работы. И как результат можно смело говорить об определенных успехах: меняется философия руководителей, появляется заинтересованность сделать эту работу хорошо, выстроить систему безопасности.

Однако при определенных успехах мы не можем говорить, что создали безупречную систему на уровне района, потому, что безопасность всегда относительна, в то же время, создавая систему, мы вынуждены постоянно учиться, часто на своих ошибках.
Вопросы охраны труда объемны и требуют глубокого изучения, а в учреждениях нет подготовленных специалистов, и работа эта часто поручается людям, далеким от механизмов, которые обеспечивают систему охраны труда и это реальность, с которой необходимо считаться.

В районе действуют 66 общественных комиссий по охране труда и 193общественных инспектора. По итогам 2011- 2012 учебного года проведено 615 проверок, по результатам которых выдано 335 рекомендаций, где зафиксировано 558 нарушений. Все это говорит об огромном потенциале, который сосредоточен в профсоюзе, говорит и о системности реализации постановленной задачи.

Планы работы общественных комиссий и механизм их реализаций находится на контроле РК профсоюза, когда каждое полугодие подводятся итоги с обязательным оформлением документов. Однако все же следует признать, что при внимательном изучении системы работы общественных инспекторов можно найти недоработки, поверхностные формулировки в документах. Но при этом мы должны помнить – это общественники, это люди, которые добровольно взялись помочь, это люди, которым не безразлична судьба своих коллег и учреждения в целом.

Согласно пункту 3.17 Соглашения между отделом образования и райкомом профсоюза общественным инспекторам при соответственном исполнении своих обязанностей предоставляются дополнительные дни отдыха.

Согласно плану работы РК профсоюза изучены вопросы обеспеченности работников СИЗ и организации питания работников учреждений образования. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты - неотъемлемое право работающих, а обеспечение ими – обязанность нанимателя. Ранее эти вопросы не обсуждались, так как считалось, что есть более важные и системно контролируемые вопросы, и только после обсуждения на Пленуме РК они приняты к рассмотрению и реализации. Мы затронули вопросы, которые связаны с рядом проблем, и, прежде всего отсутствием должного финансирования по реализации Закона «Об охране труда» . Изменить ситуацию кардинально, в одночасье не просто, однако поиск решения – уже начало успеха.

Особое значение райком профсоюза уделяет осуществлению общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства о труде, защите трудовых, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Трудно переоценить важность данного направления работы: соблюдение законодательства обязательно, но часто по незнанию или небрежности встречаются ошибки при оформлении документов.

В такой ситуации страдают обе стороны трудовых отношений: нарушено право работника и проявляется некомпетентность руководителя. Подобные ситуации могут привести к конфликтам на уровне учреждения, более того это грозит судебными издержками.

В этом случае роль профсоюза трудно переоценить: мы лично выявляем несоответствия, указываем на необходимость исправить ошибку - и добросовестный руководитель, оперативно реагируя, сохраняет свой авторитет и обеспечивает справедливость в отношении работника.
Схема мониторинга профсоюзом проста: изучение вопроса на уровне первички и составление соответствующих документов, которые обязательны к рассмотрению руководителем, следующий уровень - более глубокое изучение вопросов работниками РК профсоюза с последующим рассмотрением на Президиуме РК.

В своей работе озвучиваем мысль: «Мы не претендуем, что все знаем и являемся последней инстанцией, мы говорим, что учимся вместе, выполняя роль катализатора по отношению к грамотному применению трудового законодательства».

За 2010 год – 647 проверок, при этом выявлено 656 нарушений, в 2011 году 482 проверки и 516 нарушений, за 1 полугодие 2012 года 348 выходов и выявлено 325 нарушений.

Необходимо признать, выявленные нарушения не могут не беспокоить – это реальность, которая свидетельствует о неблагополучии.
С 2010 года райком профсоюза совместно с отделом образования приступил к реализации программы по изучению практического применения Законодательства о труде.

Составлен перспективный план семинарских занятий с руководителями учреждений, проведены первые встречи с привлечением специалистов: работников департамента труда, работников судебных инстанций, представителей учебно-профсоюзного центра, работников Витебского обкома профсоюза – всё это убеждает в необходимости такой деятельности и её практической направленности.

Параллельно РК профсоюза проводит системное обучение профсоюзного актива и общественных инспекторов.
Программа обучения содержит не только детальное изучение действующих нормативных документов, но и вопросы психологии. Понятна особенность проверок внутри учреждения: и вот здесь умелый подход к решению поставленной задачи – это залог успеха и наоборот демонстрация может быть воспринята как конфликтоген.

Значительна роль профсоюза в разъяснительной, консультативной работе в связи с реализацией действующих нормативных документов: существует график методической помощи, что позволяет быть в курсе всех основных вопросов деятельности учреждений.

Решения, принимаемые по итогам изучения, не формальны и основаны на принципах, обеспечивающих соблюдение законов и нормативных актов.

Повышение эффективности и качества профсоюзной работы – главное требование сегодняшнего дня и важно не количество нарушений и начинаний, а практическая отдача сделанного. Перед нами стоит ряд задач, от оперативности и качества которых зависит будущее профсоюза как выразителя интересов общества.